«Великий наш Абай, твоё имя вечно!»
Цель: знакомство с личностью великого Абая Кунанбаева.
Задачи:
- знакомство учащихся с творчеством великого казахского поэта;
- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
- развитие познавательной активности, литературно-творческих способностей учащихся;
- развитие духовного мира учащихся;
- воспитание интереса к отечественной истории и культуре;
- формирование гражданской позиции, нравственности, чувства казахстанского патриотизма.
План проведения:
1.Организационный момент
а) приветствие
б) психологический настрой
2.Основная часть
а) актуализация знаний
б) биография Абая Кунанбаева
в) работа в группах
3.Заключительная часть
а) подведение итога
б) рефлексия
Оборудование: ИКТ, портрет, НДМ
Методы, применяемые на уроке:
1. Словесный - рассказ
2. Наглядный - презентация
3.Приемы критического мышления: кластер, игра «Доскажи словечко», рефлексия
4. Частично - поисковый метод
Ход классного часа:
1.Организационный момент
а) Приветствие
- я рада Вас сегодня видеть.
б) Психологический настрой
-Прочитайте, пожалуйста, эпиграф. (Ученик читает)
« Песен суть я раскрыл,
Написав здесь шесть строф.
Красота моих слов –
Для достойных умов.»
-Как вы понимаете этот эпиграф?
-Как вы понимаете слово «достойный»? Переведите на казахский и английские языки. (тұрарлық, лайықты) (worthy).
2.Основная часть
а)Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами поговорим об одном человеке. Для того чтобы узнать о ком мы с вами будем говорить, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Видео об Абае Кунанбаеве)
- Просмотрев видеоролик, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)
- Верно, мы будем говорить об известном казахском поэте Абае Кунанбаеве. (приложение 1)
- Что вы знаете о нем? ( ответы детей)
б) Биография Абая Кунанбаева
-Сейчас вы будете работать в группах, вам нужно выбрать спикера. У каждой группы будет часть биографии об Абае Кунанбаеве, вам нужно в группах обсудить, как вы передадите данную информацию другим группам. По моему хлопку спикеры по часовой стрелке переходят в другую группу и рассказывают им свою часть биографии, вы будете идти, по кругу пока спикеры не вернутся в свою группу.
1 часть В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев — это одна из выдающихся личностей Казахстана. Он родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим.
2 часть Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит «внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Получил хорошее образование – учился в Семипалатинском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер». И в этом году исполняется 175 лет со дня рождения известного поэта казахского народа Абая Кунанбаева.
3 часть Абай был не только поэтом, переводчиком, но и музыкантом, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки; он создал ряд мелодий для своих стихов. Он создал также мелодии к своим переводам отрывков из «Евгения Онегина». В 1887-1889 годы имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм. Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.
в) Работа в группах
- Игра называется «Доскажи словечко», от каждой группы спикер выбирает любой цвет. На данном листке у вас есть предложение, ваша задача, работая в группе дополнить предложения. На это задание 3 минуты. От каждой группы будет отвечать спикер команды
1.Изначально поэту дали имя……..(Ибрагим)
2.Абай был не только поэтом, переводчиком, но и…….(музыкантом)
3.Две замечательные женщины, которые воспитывали Абая…(бабушка Зере, мать Улжанжан)
4.Получил хорошее образование – учился в……(Семипалатинском медресе,в русской школе. )
5.И в этом году Абаю Кунанбаеву исполняется…………(175 лет)
6. Имя Абай означает……(внимательный, проницательный)
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю вам познакомиться с творчеством Абая Кунанбаева. У вас на столах представлено его стихотворение. Вам нужно прочитать его, и определить, о чем говорится в стихотворении, и подобрать подходящую иллюстрацию к стихотворению.
Қыс Зима
Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,
Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды.
Үсті-басы ақ қырау, түсі суық,
Басқан жері сықырлап, келіп қалды.
Дем алысы - үскірік, аяз бен қар,
Кәрі құдаң - қыс келіп, әлек салды.
Аязбенен қызарып ажарланды.
Бұлттай қасы жауып екі көзін,
Басын сіліксе, қар жауып, мазаңды алды.
Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,
Алты қанат ақ орда үй шайқалды
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его — стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Брови грозно нависли - нахмуренный вид;
Головою тряхнёт — скучный снег повалит.
Злится он, словно бешеный старый верблюд,
И тогда шестискладная юрта дрожит.
- Жарайсындар балалар, скажите, как звучит слово «зима» на казахском, английском языках? (Қыс,)
3.Заключительная часть
А) Итог урока
- Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (Абай Кунанбаев)
- Что нового вы для себя узнали?
- Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам отгадать кроссворды.
Кроссворды
1 |
А |
||||||||||
Б |
|||||||||||
3 |
А |
||||||||||
4 |
Й |
1. Зере – это …
2. Имя отца Абая.
3. Имя матери.
4. Настоящее имя Абая.
1 |
А |
||||
2 |
Қ |
||||
3 |
Ы |
||||
4 |
Н |
1. Этим именем называла его бабушка.
2. Кисломолочный напиток, сделанный из кобыльего молока.
3. Казахский поэт-просветитель, создавший «Әліппе».
4. Назидания, наставления по-казахски.
Задание. Дети оформляют и защищают КЛАСТЕР. В центре листа бумаги написано слово АБАЙ, учащимся необходимо в виде схемы изобразить свои ассоциации по данной теме. Затем спикер от каждой команды защищает свою работу.
Б) Рефлексия «Цветик – многоцветик» (приложение 4)
-Ребята, сейчас я предлагаю вам создать своими руками, красивый цветок в честь 175- летия Абая Кунанбаева. У вас на столах лежат лепестки, вам нужно написать одно прилагательное, которое ассоциируется у Вас с именем Абай, и можете раскрасить лепесток.