«Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімі Новокубанка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ«Общеобразовательная школа села Новокубанка отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области»


 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Великий наш Абай, твоё имя вечно!»

ыыыыыыыыыыыыыыыы

                 «Великий наш Абай, твоё имя вечно!»

 

Цель: знакомство с личностью великого Абая Кунанбаева.

Задачи:

- знакомство учащихся с творчеством великого казахского поэта;

- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

- развитие познавательной активности, литературно-творческих способностей учащихся;

- развитие духовного мира учащихся;

- воспитание интереса к отечественной истории и культуре;

- формирование гражданской позиции, нравственности, чувства казахстанского патриотизма.

План проведения:

1.Организационный момент

а) приветствие

б) психологический настрой

2.Основная часть

а) актуализация знаний

б) биография Абая Кунанбаева

в) работа в группах

3.Заключительная часть

а) подведение итога

б) рефлексия

Оборудование: ИКТ, портрет, НДМ

Методы, применяемые на уроке:

1. Словесный - рассказ

2. Наглядный - презентация

3.Приемы критического мышления: кластер, игра «Доскажи словечко», рефлексия

4. Частично - поисковый метод

Ход классного часа:

1.Организационный момент

а) Приветствие

-  я рада Вас сегодня видеть.

б) Психологический настрой

-Прочитайте, пожалуйста, эпиграф. (Ученик читает)

« Песен суть я раскрыл,

Написав здесь шесть строф.

Красота моих слов –

Для достойных умов.»

-Как вы понимаете этот эпиграф?

-Как вы понимаете слово «достойный»? Переведите на казахский и английские языки. (тұрарлық, лайықты) (worthy).

2.Основная часть

а)Актуализация знаний

- Сегодня мы с вами поговорим об одном человеке. Для того чтобы узнать о ком мы с вами будем говорить, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Видео об Абае Кунанбаеве)

- Просмотрев видеоролик, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

- Верно, мы будем говорить об известном казахском поэте Абае Кунанбаеве. (приложение 1)

- Что вы знаете о нем? ( ответы детей)

б) Биография Абая Кунанбаева

-Сейчас вы будете работать в группах, вам нужно выбрать спикера. У каждой группы будет часть биографии об Абае Кунанбаеве, вам нужно в группах обсудить, как вы передадите данную информацию другим группам. По моему хлопку спикеры по часовой стрелке переходят в другую группу и рассказывают им свою часть биографии, вы будете идти, по кругу пока спикеры не вернутся в свою группу.

1 часть В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев — это одна из выдающихся личностей Казахстана. Он родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим.

2 часть Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит «внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Получил хорошее образование – учился в Семипалатинском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер». И в этом году исполняется 175 лет со дня рождения известного поэта казахского народа Абая Кунанбаева.

3 часть Абай был не только поэтом, переводчиком, но и музыкантом, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки; он создал ряд мелодий для своих стихов. Он создал также мелодии к своим переводам отрывков из «Евгения Онегина». В 1887-1889 годы имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм. Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

в) Работа в группах

- Игра называется «Доскажи словечко», от каждой группы спикер выбирает любой цвет. На данном листке у вас есть предложение, ваша задача, работая в группе дополнить предложения. На это задание 3 минуты. От каждой группы будет отвечать спикер команды

1.Изначально поэту дали имя……..(Ибрагим)

2.Абай был не только поэтом, переводчиком, но и…….(музыкантом)

3.Две замечательные женщины, которые воспитывали Абая…(бабушка Зере, мать Улжанжан)

4.Получил хорошее образование – учился в……(Семипалатинском медресе,в русской школе. )

5.И в этом году Абаю Кунанбаеву исполняется…………(175 лет)

6. Имя Абай означает……(внимательный, проницательный)

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю вам познакомиться с творчеством Абая Кунанбаева. У вас на столах представлено его стихотворение. Вам нужно прочитать его, и определить, о чем говорится в стихотворении, и подобрать подходящую иллюстрацию к стихотворению.

Қыс Зима

Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,

Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды.

Үсті-басы ақ қырау, түсі суық,

Басқан жері сықырлап, келіп қалды.

Дем алысы - үскірік, аяз бен қар,

Кәрі құдаң - қыс келіп, әлек салды.

Аязбенен қызарып ажарланды.

Бұлттай қасы жауып екі көзін,

Басын сіліксе, қар жауып, мазаңды алды.

Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,

Алты қанат ақ орда үй шайқалды

 

В белой шубе, плечист, весь от снега седой,

Слеп и нем, с серебристой большой бородой,

Враг всему, что живет, с омраченным челом

Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

 От дыханья его — стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Брови грозно нависли - нахмуренный вид;

Головою тряхнёт — скучный снег повалит.

Злится он, словно бешеный старый верблюд,

И тогда шестискладная юрта дрожит.

- Жарайсындар балалар, скажите, как звучит слово «зима» на казахском, английском языках? (Қыс,)

3.Заключительная часть

А) Итог урока

- Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (Абай Кунанбаев)

- Что нового вы для себя узнали?

Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам отгадать кроссворды.

Кроссворды

 

 

 

     

1

 

А

           
         

Б

           
 

3

     

А

           
       

4

Й

           

1. Зере – это …

2. Имя отца Абая.

3. Имя матери.

4. Настоящее имя Абая.

 

 

 

 

1

А

       

2

Қ

       

3

Ы

       

4

Н

       

1. Этим именем называла его бабушка.

2. Кисломолочный напиток, сделанный из кобыльего молока.

3. Казахский поэт-просветитель, создавший «Әліппе».

4. Назидания, наставления по-казахски.

 

 

Задание. Дети оформляют и защищают КЛАСТЕР. В центре листа бумаги написано слово АБАЙ, учащимся необходимо в виде схемы изобразить свои ассоциации по данной теме. Затем спикер от каждой команды защищает свою работу.


Б) Рефлексия «Цветик – многоцветик» (приложение 4)

-Ребята, сейчас я предлагаю вам создать своими руками, красивый цветок в честь 175- летия Абая Кунанбаева. У вас на столах лежат лепестки, вам нужно написать одно прилагательное, которое ассоциируется у Вас с именем Абай, и можете раскрасить лепесток.

 

 

Жаңартылған күні: 22.12.2020 11:07
Құрылған күні: 22.12.2020 11:07

Текст