Раздел .
|
Школа: ГУ «Новокубанская СШ» |
||||||
Дата: |
Имя учителя: Ревера Елена Николаевна |
||||||
Класс: 4 «Б»
|
Количество присутствующих: 18 |
отсутствующих: 0 |
|||||
Тема урока |
Наука совести |
||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
4.2.1.2 расширить представление о доброжелательности как ценном качестве человека. Расширение представления учащихся о Праведном поведении как общечеловеческой ценности, нравственном значении совести в жизни человека.
|
||||||
Цели урока |
Углубление понимания учащимися общечеловеческой ценности Праведное поведение Формировать стремление быть добрыми, справедливыми |
||||||
Критерии оценивания |
Знает ь значение понятия “доброжелательный человек”; Научаться углубить знания о таких понятиях как доброжелательность, человечность, милосердие, доброта, порядочность, чуткость и т. д.; |
||||||
Языковые цели
|
Учащиеся смогут: - А какого человека можно назвать доброжелательным? (Человека, который к другим относится с любовью. Нужно верить, что вокруг в большинстве своем люди добрые, искренние, не желают вам боли и зла) . |
||||||
Привитие ценностей
|
Гражданская ответственность и казахстанский патриотизм воспитываются через изучение и осознание уникальности родной страны, академическая честность. |
||||||
Межпредметные связи |
Урок опирается на знания по предметам: «Литература», «Самопознание», «Этика». |
||||||
Навыки использования ИКТ |
Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации (работа с интерактивной доской, работа с интернет-ресурсами при поиске дополнительной информации) |
||||||
Предварительные знания
|
Учащиеся активизируют знания и навыки, приобретенные в процессе обучения на предыдущих уроках русского языка. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Запланированные сроки |
Запланированные мероприятия |
Источники |
|||||
Начало урока
|
Позитивный настрой: «Сад души» Ребята, сегодня я приглашаю вас погулять в саду. Это сад вашей души. Сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. Расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов. Мысленно представьте себе тёплый летний день. Яркое солнышко ласково улыбается вам. Это солнышко любви и тепла. Птички поют весёлые песни. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперёд. Видите – дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, честности и справедливости. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, ни один человек в мире не обидит другого, ни один человек не причинит никому вреда. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. На душе мир и покой. Сейчас вы можете ничего не бояться. И так будет всегда, пока с вами будет совесть. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше. А сейчас возвращаемся в класс. Глазки открываем. И вот мы на месте. Сохраните в себе этот Внутренний покой. Улыбнитесь друг другу.
|
Презентация |
|||||
Середина урока
|
Тема сегодняшнего нашего урока: «Наука совести» Эпиграф урока: «Лучшее украшение человека – чистая совесть» (Лев Толстой, русский писатель) Мудрые слова: Знакомство с казахской пословицей: «Честь и совесть – спутники каждому шагу»
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Задание: - Прочитайте высказывания великих людей о совести. Выберите ключевые слова из каждого высказывания, обведите цветным карандашом.
Демокрит
Шакарим Кудайбердиев
Паскаль Блез
Иммануил Кант
Поль Анри Гольбах
Генри Луис Менкен
Лев Кассиль
Василий Сухомлинский
Задание: - С помощью выбранных ключевых слов составьте кластер «Совесть».
- Теперь попробуйте ответить на вопрос как вы понимаете значение слова «совесть»?
- Каждый наш поступок вызывает у нас определѐнные чувства: хороший – радость, удовлетворение, спокойствие, а плохой – тревогу, стыд, боль. Совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека. У каждого из нас есть совесть, и к ней обязательно надо прислушиваться. Совесть помогает человеку жит в согласии с окружающим миром и с самим собой.
Читаем вместе: Чтение «цепочкой» современной притчи «Совесть».
- А сейчас вам в группах нужно будет ответить на вопросы по прочитанному рассказу . ( стр. 100 учебника):
О чём эта притча? Чему она учит? Что такое совесть? Для чего совесть нужна человеку? Какими качествами обладает совестливый человек? Каким золотым правилам учит вас ваша совесть?
Вопросы после текста позволят учащимся глубже осознать нравственную ценность совести, качества совестливого человека. Обобщая ответы детей, учитель акцентирует внимание на том, что только умение жить по совести побуждает нас к истине и добру, делает человека счастливым, помогает обрести внутренний покой и хорошее настроение Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать.
Физминутка: Игра «Сказочный герой» Учащиеся встают в круг. Учитель перечисляет сказочных героев, дети, если герой совестливый и честный – хлопают в ладоши, а если нет – топают. Сказочные герои: Чебурашка, Карабас Барабас, Красная Шапочка, Лиса Алиса, Золушка, Чиполлино, Шапокляк, Ер- Тостик, Крокодил Гена, Баба-Яга, Василиса Прекрасная, Ленивица, Мороз Иванович, Иван-царевич, Русалочка.
Творческая деятельность:
Задание 1. (Дети работают индивидуально.) Учитель предлагает детям подобрать к каждому словосочетанию слева подходящий по смыслу фразеологический оборот справа. Знакомство с фразеологизмами позволяет глубже понять содержание темы, расширить активный и пассивный словарный запас, стимулировать исследовательскую деятельность детей. Их использование в речи позволяет чётко, точно, кратко и метко выразить мысль, чувство, своѐ отношение к категории совести.
ФО Задание 2. «Разговор с самим собой» Учитель предлагает детям закрыть глаза и попросить свою Совесть рассказать, какими их поступками она довольна. («Разговор с самим собой» - позволит опосредовано «привести в порядок» свой внутренний мир, поговорить начистоту со своей совестью, сконцентрировать внимание на еѐ позитивных проявлениях.)
Задание 3. Творческая деятельность, групповая работа. (Работа в группах с целью формирования оценки своих знаний, взаимообучения, развития навыка общения в группе) Учитель проводит беседу по правилам поведения в группе - Давайте повторим правила работы в группе…
Учитель предлагает детям в группах внимательно прочитать ситуации, предложенные в учебнике, и выбрать по желанию одну из них. Обсудить выбранную ситуацию в группе, распределить роли и в сценке рассказать, как поступят в этом случае сами дети. Ситуация 1. Айдос ехал с другом в автобусе. Мальчик беспокойно смотрел на пожилую женщину, которая остановилась возле их сидения, но друг прошептал: «Закрой глаза, как будто ты спишь» … Ситуация 2. В доме праздник, всем очень весело. Только Полина не играет, не смеётся, а тихо сидит в кресле. Когда папа пошёл на балкон за тортом, Полина покраснела, сказала, что у неё болит голова и ушла в спальню. Когда папа открыл торт, то увидел, что сладкие розы – украшение торта, исчезли… Ситуация 3. У мамы Нурсултана день рождения. Накануне вечером он срезал на соседней даче несколько самых красивых цветов, чтобы подарить их маме. Мама внимательно посмотрела на соседний участок, потом очень грустно посмотрела на сына и не взяла букет… Ситуация 4. Вчера в классе была контрольная работа. Гаухар, как обычно, получила отличную оценку. Когда раздали тетради, девочка внимательно рассмотрела работу и увидела ошибку, которую не заметила учительница…
Разыгрывание сценок, имитирующих данные ситуации, развивает умение анализировать и сопоставлять, решать проблемы, оценивать свои поступки и поступки других людей. Даѐт возможность расширить, систематизировать и углубить основные представления по теме, ориентирует на ценностные ориентиры. Инсценировки способствуют развитию чувства уверенности в себе, умения взаимодействовать с одноклассниками. Полезно обсудить сценки после того, как их исполнят все группы. Обобщая ответы детей, учитель подчѐркивает, что каждому человеку необходимо думать над своими делами и поступками, стараться понять, как они будут восприняты окружающими, как на них отзовутся.
Задание 4. Решать кроссворд дети могут, работая в парах, оказывая друг другу посильную помощь. Если все слова в кроссворде будут вписаны верно, в выделенных клетках ребята смогут прочитать, как называется чувство ответственности за своѐ поведение перед окружающими людьми. В случае затруднения, они могут обратиться за помощью к учителю, к толковому словарю. - Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть». (стыд) - Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели. (обида) - Справедливое отношение к кому-либо, правда, истина в мыслях, делах и поступках. (справедливость) - Важнейший орган - символ переживаний, чувств, настроений человека. (сердце) - Сожаление, испытываемое человеком от совершённых ошибок. (раскаяние) - Чувство удовольствия, душевного удовлетворения, весёлое настроение. (радость) - Состояние полной, высшей радости. (счастье)
Домашнее задание Задание 4 (учебник стр. 101) Детям необходимо расспросить родителей о значении совести в их жизни и подготовить устный рассказ об этом. Подготовить пересказ рассказа Бердибека Сокпакбаева «Компас».
От сердца к сердцу: Урок завершается чтением стихотворений «Что такое совесть» Мария Скребцова Кто по совести живёт, Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит. Он – твой самый прочный щит.
«Именем совести» Эдуард Асадов Какие б ни грозили горести И где бы ни ждала беда, Не поступайся только совестью Ни днѐм, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными Судьба тропинками в пути, Как ни дарила бы соблазнами – Взгляни на всё глазами ясными И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый, Коль жить пытался похитрей, Встречался в жизни не однажды С укором совести своей.
|
Учебник стр. 99
Учебник стр. 99
Учебник стр. 100
|
|||||
Конец урока |
Рефлексия. В конце урока учащиеся выполнят задание «3-х минутная пауза». На экран интерактивной доски вывести фразы рефлексии (либо распечатать на листах) и предложить учащимся продолжить подходящую к его ощущениям от урока фразу Учащиеся должны продолжить одну из фраз: - Я изменил мое отношение к.. - Я узнал больше о... - Я был удивлен ... - Я почувствовал...
|
|
|||||
Дополнительная информация |
|||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? |
Метапредметные связи |
|||||
Оказание индивидуальной помощи учащимся |
Формативное оценивание, самооценивание, оценивание в группах |
Литературное чтение, Физическая культура |
|||||
Размышления Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?
|
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||
|
|||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)? 1: 2: Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)? 1: 2: Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
|
|||||||
Дополнительный материал
Испытание учителя
Притча
Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им:
Ученики согласились, что, в самом деле, пришла их очередь по- служить своему учителю, но сказали:
Учитель ответил:
Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не видит, и тихо дожидаться. Как только мимо пойдѐт ка- кой-нибудь богач, они должны незаметно украсть его кошелѐк. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать.
Все ученики уже собрались выходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его:
телю?
гу сделать, как вы хотите. Вы сказали, что мы должны пойти туда, где на нас никто не будет видеть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого всѐ равно смотрит. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему
«Я» смотреть, как я краду!
Лицо старика засияло радостью:
Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда го- ловы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступ- ков, потому что всегда помнили слова своего товарища: «Моѐ “Я” всегда наблюдает за мной».