«Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімі Новокубанка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ«Общеобразовательная школа села Новокубанка отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области»


 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Методические рекомендации для классных руководителей по работе с родителями.

Школа как образовательное учреждение – это один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика. Влияние семьи и ближайшего окружение на развитие и становление ребенка велико. Ведь в семье с раннего детства в ребенке закладываются нравственные ценности, ориентиры, которые во многом определяют его дальнейшую жизнь. Для гармоничного развития ребенка важное значение имеет наличие партнерских отношений семьи и школы.

Большую роль в этом играет классный руководитель, его позиция, его умение грамотно выстраивать взаимодействие с родителями своих учеников.

Однако не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо проявить терпение в поиске ре-шения этой проблемы. При этом недопустимо проявления авторитаризма, назидания.

Одним из важнейших способов-инструментов взаимодействия классного руководителя и родителей является родительское собрание.

Мероприятие – РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ должно быть тщательно продумано и спланировано.

По форме проведения родительские собрания бывают:

• Родительское собрание вместе с учащимися.

• Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

• Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

• Родительское собрание мужчин.

• Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

• Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

• Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

Алгоритм подготовки родительского собрания:

- Выбрав тему и форму проведения родительского собрания, необходимо учитывать:

- возрастные особенности детей;                                   

- преобладание типов семей;

- уровень образованности и заинтересованности родителей;

- проблемы классного коллектива.

- объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;

- запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;

- приглашение родителей и других его участников;

- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

- оформление и оборудование места проведения собрания.

Рекомендации: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Оно должно носить как теоретический, так и практический характер - разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

Примерная структура родительского собрания.

• Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1, 5 часа.

• Вступительное слово классного руководителя (представление гостей). – 5 мин.

• Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем, чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.

• Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.

• Обсуждение проблемы родителями. - 20 мин.

• Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

• Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.

• Анализ развития детей за определенный период:

• личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик) ;

• учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы) .

• Внеурочная проблема:

• выделяем существующую (возникшую) проблему;

• определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон) ;

• определяем участников разрешениям данной проблемы и распределяем ответственность между ними.

• Учебная проблема:

• выделяется характер затруднений детей при освоении учебной программы;

• анализируются причины затруднений;

• идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;

• даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т. д.) ;

• лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!

• Принятие решения собрания.

• Индивидуальные консультации с родителями.

• В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения

Правила проведения родительских собраний.

• Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

• Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, то либо они не любят своих детей, либо им не нравится форма и содержания проводимых собраний.

• Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители вместе с классным руководителем.

• У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много по- хорошему принимают участие в жизни класса.

• Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя – предметники.

• Родительское собрание – монолог классного руководителя - наименее удачная форма его проведения.

• Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были взволнованы и шумны дебаты, однако после окончания собрания, все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми, или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

Секреты успешного проведения родительского собрания

ВАЖНО!

• Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

• Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.

• Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

• Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.

• Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают) .

Семь правил успешного проведения родительского собрания

1. Уважайте! 5. Учитесь!

2. Помогайте! 6. Спрашивайте!

3. Объясняйте! 7. Благодарите!

4. Доверяйте!

Памятка «Правила взаимодействия классного руководителя с родителями»

• Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.

• Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание

• Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

• Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

• Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.

• Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

В качестве раздаточного материала:

Педагогам и родителям на заметку.

1. ЕСЛИ

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

2. Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни… (А. Макаренко)

3. Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л. Толстой)

Жаңартылған күні: 21.11.2023 16:35
Құрылған күні: 28.02.2024 13:38

Текст